ВЗГЛЯД НА МИР – ИЗМЕНЧИВАЯ БЮРОКРАТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВЕКА


“Старый порядок меняется, уступая место новому,

И Бог осуществляет себя множеством способов, 

Чтобы ни один хороший обычай не развратил мир.”

Теннисон

Поскольку мы ограничены пределами нашего общества и образа жизни, наверное, сложно ступить за их пределы и бесстрастно, отстраненно рассмотреть изменения сознания, особенно главные изменения. Но важно пытаться делать это, чтобы ощутить направление изменений и возможные препятствия.  Особенно ценно это в переходный период, с которым мы столкнулись  в настоящее время, когда человеческое сознание оживает, что сопровождается разрушением существующих институтов. Ощущение таких изменений в обществе является трудным делом, ведь люди имеют врожденную тенденцию сопротивляться изменению, особенно когда  средства к существованию и, возможно, даже  смысл идентичности заложены в данную систему. Но сознание развивается, и человечество должно учиться адаптировать свои институты  и образ жизни к этому главному факту.

Одним из основных препятствий для перемен  является закристаллизованность систем мышления и связанных с ним институтов: религиозных, политических или социальных. Это может быть неизбежным для любой идеологии или теологии, существующей в течение любого большого отрезка времени. Поскольку система мышления появляется в определенный момент, то неизбежен  диалог с социальными, политическими или религиозными обстоятельствами их рождения. Он может возникать даже специально, чтобы обсудить некоторые из этих обстоятельств. Когда обстоятельства меняются в какой–либо существенной степени, тогда и любая система должна меняться, иначе она начнет выглядеть «архаичной». Иногда это приводит к драматическому краху, который наблюдался при разрушении коммунизма в России и Восточной Европе.

Закристаллизованность систем мышления охватывает длительный промежуток времени и сначала трудно различима.  Подобное препятствие для перемен, которое является краткосрочным по своей природе, выявляет негибкость, возникающую в связи с увеличением масштаба и сложности современных обществ. Любая значительная человеческая система, правительство или бизнес неизбежно попадают в некоторой степени под это влияние. Поскольку она возрастает по своим масштабам, возникает один или более слоев бюрократии между личностью и товарами или услугами, необходимыми ей. Отклики бюрократического аппарата становятся все более и более закристаллизованными в рутине правил и предписаний.  Одним из примеров этого является центр обработки заказов, большой коллектив работников, которые должны реагировать на запросы клиентов в соответствии с процедурами, серьезно ограничивающими их свободу действий и ответственность. Такие центры обработки заказов кажутся растущей реальностью современной жизни. Сначала наш телефонный запрос принимается «справочной» с ограниченным меню опций, которые, возможно, не соответствуют нашим потребностям; затем, когда мы, наконец, доходим до живого оператора, нас могут отсылать туда-сюда между отделами, потому что наш запрос может не относиться ни к чьей компетенции. В произведениях Кафки предвидится это кошмарное явление.

Внутри этих бюрократических лабиринтов индивидуум становится числом, единицей в базе данных, статистикой. К сожалению, этот процесс абстрагирования от индивидуальности позволяет относиться к людям с меньшей заботой и вниманием. Другим фактором этого дистанцирования, или отчуждения, является то, что компьютерные системы, которые сегодня хранят и обрабатывают информацию, сами слишком жестки и не могут иметь дела с тем, что выходит за ракмки здравого смысла. В итоге ситуации, которые можно было бы быстро решить между двумя людьми, могут тянуться почти до бесконечности.

В юридических кругах существует поговорка,  что “трудные случаи выявляют неэффективность закона”, ибо закон или политика должны выражаться в терминах средней ожидаемой ситуации, а не необычной. К тому же бюрократия и компьютерные системы разработаны для массовых ситуаций и имеют тенденцию выходить из строя, когда сталкиваются с исключениями. Можно возразить, что время, сэкономленное при быстрой обработке данных для большого количества людей, более чем компенсирует случайные отклонения. Но это значит упустить существенный пункт в связи с эволюционным изменением – ведь именно на передней волне изменений эволюция и выносит исключения из предыдущих правил и образов жизни. Чтобы не задушить весьма необходимые изменения, бюрократия и принадлежащие ей компьютерные системы должны стать менее механическими и жесткими – они должны объединить множество более гибких и органических способов работы, способов, которые предоставляют место для индивидуальных ответственности и творчества. Действительно, это соответствует нашему периоду, когда индивидуум становится все более и более  осознающим свой уникальный вклад, который он или она могут внести в свободном сотрудничестве с другими. Расширяя диапазон ответственности каждого человека, системы могут быть упрощены, стать менее многоуровневыми. Замечательная гибкость действий, которую новейшие инструменты социальной сети вложили в руки людей, была проявлена в недавних политических переворотах в Иране и на Ближнем Востоке.Эти действия были частично вдохновлены более широким видением свободы, которое стало легкодоступным через Интернет и спутниковое телевидение. Видение, свобода и творческая ответственность – признаки эволюционного изменения в сознании, и все люди доброй воли могут внести свой вклад в их расширение.

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ

Всемирная Добрая Воля в социальных сетях