Navigate the Chapters of this Book

ОСАЖДЕНИЕ МЫСЛЕФОРМ

 
 

Что такое осаждение? Можно дать много определений; большинство из них – будучи облечены в слова – теряют свой на­стоящий смысл, однако некое представление о нем можно выразить в следующих словах:

«Осаждение – это совокупность энергий, в определенном порядке выстроенных в определенную форму с целью выразить идею творче­ского Мыслителя; совокупность, наделенная качеством, или ха­рактеризующаяся природой его мысли, и удерживающаяся в этой конкретной форме столько, сколько его мысль ос­тается динамической».

Эти слова представляют собой попытку описать символ из той же древней книги, или скорее компиляции, на которую мы [553] ссылались ранее, обсуждая Правило XIII. Безусловно, такие сохранившиеся из далекого прошлого символы служат, если можно так выразиться, рабочими инструментами Мыслите­лей, направляющих нашу расовую и планетарную эво­люцию. Этот особый символ может быть описан сле­дующим образом:

Сияющее солнце образует фон, в самом центре сол­нца появляется глаз; вниз и вправо из глаза исходит поток энергии в виде луча света. Он излучается вовне, расширяясь к краю во второй круг, и в этом круге – крест, напоминаю­щий так называемый мальтийский крест. В центре креста – дру­гой глаз, внутри глаза – Священное Слово. Между перекла­динами креста, образуя другой крест, видна Свастика, – ее пе­рекладины выступают из-за мальтийского креста. Внизу стра­ницы с символом изображены четыре геометрические фигу­ры. О некоторых из них упоминала Е.П.Б., она взяла их из этого древнего рисунка. Они хорошо известны, однако редко используются эзотеристами в творческой работе. Это куб, пяти­конечная звезда, шестиконечная звезда и восьмигранный ал­маз, наложенные друг на друга. Они, следовательно, образуют ба­зу символа. Е.П.Б. упоминает также о точке, линии и окруж­ности, но они, наряду с треугольником, эзотерически относят­ся к Божеству и проявленной Вселенной. Позднее остальные формы тоже будут соотнесены с Богом и человеком в экзотерическом смысле. Однако это произойдет лишь после того, как повсеместно будут признаны истины Вневременной Мудрости.

Законы мышления – это законы творения, а вся творческая работа происходит на эфирных уровнях, которые практически составляют вторую формулу творения. Создатель Солнечной системы сосредотачивает свое внимание на работе, исполняемой на так на­зываемых четырех высших планах нашей системы. Три ни­зших плана, образующих космический плотный физический план, представляют собой нечто похожее на осаждение. Они объективны, [554] поскольку материя пространства отзывается на потенцию четырех вы­сших эфирных вибраций, или притягивается ею. Эти вибрации, в свою очередь, мотивируются, или активизируются, динамиче­ским импульсом божественной мысли. Тот же процесс осуществляет и человек. Как только человек становится мыслителем и в состоянии сформулировать свою мысль, же­лает ее проявления и способен энергетизировать «при помощи рас­познавания» четыре эфира, плотное физическое проявление неизбежно. Он привлекает своей пранической энергией, ок­рашенной высоким или низким желанием и оживотворяемой потенцией его мысли, такое количество откликающейся мате­рии пространства, какое нужно, чтобы дать тело его фор­ме.

Подробней эта тема рассматривается в «Трактате о Кос­мическом Огне», а поскольку в данных инструкциях предполагается рассмотреть внутреннее развитие стремящегося, я не стану развивать эти идеи, а только предскажу, что в течение пятидесяти лет истинный смысл осаждения привлечет внима­ние ученых. Изучающим оккультизм хорошо бы тщательно обдумать эту тему, и сделать это можно, рассмотрев ее с двух сторон. Можно, прежде всего, изучить объективный мир, в котором находится индивидуальный стремящийся. Ему нужно будет осмыслить тот факт, что его тело проявления представляет собой осаждение, что оно – результат его могучей мысли и желания, а также «распознавания» им четырех эфиров. Ему нужно будет понять, что эта созданная им форма будет сущест­вовать столько, сколько ее скрепляет динамическое могущество его мышления, и что она рассеется, когда он (оккультно говоря) «отведет свой взгляд». Он должен также усвоить, что его окружение и окружающие условия есть результат групповой работы совокупности мыслителей – группы, к которой он принадлежит. Эту концепцию можно проследить, начиная с семейной группы, до группы Эго, которые, будучи тесно взаимосвязаны, образуют группу на высшем уровне ментального плана, и далее – до се­ми главных Мыслителей Вселенной, Владык семи Лучей. Эти семеро, в свою очередь, активизируются [555] тремя верховными магическими работниками – проявленной Троицей. А Троица в должное время будет распознана как откли­кающаяся на мысль Единого Создателя, Непроявленного Ло­госа.

Слово «распознавание» – одно из самых важных в языке оккультизма, в нем ключ к тайне Бытия. Оно связано с кармической деятельностью, и от способности распознавать зависит деятельность Владык Времени и Пространства. Это трудно прояснить в обычных терминах, но можно сказать, что задача Самого Бога заклю­чается в том, что Он должен продемонстрировать тройное распознавание:

  • 1)  распознавание прошлого, которое непременно включает распознавание той материи пространства, кото­рая благодаря прошлой связи, уже окрашена Его мыс­лью и замыслом;
  • 2)  распознавание четырех степеней жизней, которые, опять-таки, благодаря прошлой связи, способны откли­каться на Его новую мысль в настоящем и, следовательно, могут проводить Его планы и работать в сотрудничестве с Ним. Они подчиняют свои индивидуальные стремления единому божественному Плану;
  • 3)  распознавание задачи, существующей в Его Уме. Это, в свою очередь, требует однонаправленной фокусировки на конечной цели и стабильного сохранения в Уме замысла, несмотря на все перипетии творческой работы и невзирая на могущество множества божественных Мыслителей, привлекаемых к Нему сходством идеи.
  •  

Бесполезно пытаться избежать употребления личных мес­тоимений при описании символической картины. Если учащийся уяснит, что попытка свести космические принципы и концепции к словам сама по себе смехотворна и что единст­венное, что можно сделать – это условно изобразить картину, то ни­какого вреда [556] не будет. Однако картины меняются с ходом эволюции, и картина сегодняшнего дня со временем будет считаться не более чем грубыми детскими каракулями. Тогда будет представлена новая картина, более простая, более гармонич­ная и прекрасная, а потом и она, в свою очередь, перестанет быть адекватной.

Такое же распознавание, только в меньшем масштабе, определяет де­ятельность Солнечного Ангела, занятого работой воплощения и проявления на физическом плане. Ему, в свою очередь, приходится распознавать материю трех планов человеческого выражения, уже окрашенную его вибрацией благодаря прошлой связи; ему приходится распознавать группы жиз­ней, с которыми он был связан и с которыми он сно­ва должен работать. Наконец, он должен на протяжении крошечного цикла воплощения устойчиво удерживать свой замысел и следить за тем, чтобы в каждой жизни этот замысел доводился до более пол­ного проявления и завершения.

Работа человеческого существа, старающегося стать твор­ческим мыслителем, также требует аналогичных распознаваний. Его творческая работа будет успешной, если он сможет рас­познавать тенденцию своего ума, как она выявляется через его нынешние интересы, потому что эти интересы уходят своими корнями в прошлое. Его работа будет успешной, если он сможет распознавать вибрацию той группы жизней, в соответствии с мыслями которых должна продвигаться его творческая работа, так как, в отличие от Божества Солнечной системы, он не в состоянии работать один. Да и кто может сказать, более ли сво­бодно от космических групповых влияний наше Божество в тех больших сферах существования, в которых Оно играет Свою роль, чем свободен человеческий индивидуум от воз­действия импульсов своего окружения? Также человек должен сначала распознать замысел, ради которого он считает нужным вы­строить мыслеформу, и должен удерживать этот замысел устой­чиво и не ослабляя внимания в течение всего периода объективности. Мы называем это однонаправленным вниманием, и такая творческая работа является одной из пока не распознанных целей меди­тативного процесса. До сих пор акцент делался на достижении [557] сфокусированного внимания и (после того, как оно достигнуто) на необходимости вступать в контакт с душой, духовным мыслителем. Однако будущие десятилетия засвидетельствуют появление техники созидания. Когда душа, ум и мозг объеди­нятся и наработается легкость такого объединения, будут даны дальнейшие инструкции в творческом искусстве. Медитация – это первый базовый урок, который дается, когда человек до­стигает способности функционировать на ментальном плане.

На протяжении великого цикла колеса возрождения «идея Солнечного Ангела доводится до полного осаждения» («Трактат о Космическом Огне», с. [1024] ). Каждая жизнь ви­дит первоначальный замысел все яснее, и время – это буквально длина мысли. Та же базовая истина лежит в основе творения всех форм на физическом плане, идет ли речь о мыслеформе, воплощающей настойчивое человеческое желание эгоисти­ческого обладания, или о мыслеформе того, что мы называем группой, или организацией, и которая оживотворяется бескоры­стной целью и воплощает способ помощи человечеству со стороны какого-нибудь ученика. Стремление оказать помощь лежит в осно­ве групповой работы, если рассматривать группу как сущ­ность. Если бы группа могла оценить могущество этого факта и «распознать» свою благоприятную возможность, она, бла­годаря однонаправленному стремлению к цели и сфокусированному внима­нию на духовной задаче, могла бы действительно посвятить себя делу служения. Я призываю всех читающих эти строки пере­ориентироваться и распознать имеющуюся у них благоприят­ную возможность объединить свои усилия на пользу миру.

Здесь будет полезно привести довольно простые требования, необ­ходимые для проявления индивидуального или группового ду­ховного замысла. Их можно подытожить в трех словах:

  • 1)  сила;
  • 2)  отстраненность;
  • 3)  отсутствие критицизма.
  •  

[558] Как часто из-за ежедневного употребления принижается истинный смысл и эзотерическая ценность простых слов.

Позвольте изложить несколько соображений о каждом из них применительно только к творческой работе белой магии.

Выражение силы зависит от двух факторов:

  • а)  чистоты замысла;
  • б)  отсутствия препятствий.
  •  

Учащиеся изумились бы, увидев свои мотивы такими, ка­кими видим их мы, ведущие работу на субъективной стороне существования. Смешанный мотив преобладает повсеместно. Чистый мотив встречается редко, и там, где он есть, всегда налицо успех и достижение. Чистый мотив может быть иск­лючительно эгоистическим и личностным или бескорыстным и духовным; что касается стремящегося, то его мотив находится между двумя этими полюсами. Однако величина потенции будет соответствовать искренности намерения и чистоте замысла.

Учитель Учителей сказал: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Произнесенные Им слова изла­гают принцип, лежащий в основе всей творческой работы, и мы можем связать идею, которую Он облек в слова, с сим­волом, описанным ранее в данном Трактате. Сила, свет, жизненность и проявление! Такова верная последо­вательность.

Поэтому понятно, почему проявленная единица, человек, призывается быть активным в своих поисках и культивиро­вать устремленность. Когда его устремленность ста­новится достаточно сильной, он призывается научиться «устой­чиво удерживать свой ум в свете». Когда он научится делать это, он обретает силу и то чистое око, которое раскрывает славу внутренней божественности. Однако пока он не прошел этот процесс развития, ему нельзя доверить силу. Процедура следующая: индивидуальный стремя­щийся начинает в какой-то мере проявлять замысел души в своей жизни на физическом плане. Он преобразует желание в [559] устремление, и такое устремление жизненно важно и правильно. Он постигает значение света. Когда он овладевает техникой медитации (а этим занимаются определенные существующие сей­час школы), он может продолжать овладевать силой, так как научился функционировать как божественный Мыслитель. Он теперь сотрудник, соприкасающийся с Божественным Замыс­лом.

Однако, как известно всем учащимся, число препятствиям – легион. Препятствия и помехи имеются в большом количестве. Чистота замысла может иногда достигаться в высокие моменты, но она не присутствует постоянно. Есть препятствия, обусловленные фи­зической природой, наследственностью, окружением, харак­тером, временем и обстоятельствами, мировой, а также индивиду­альной кармой. Что же тогда делать? Могу сказать только одно, а именно: упорно стоять на своем. Неудача никогда не означает, что успех недостижим. Трудности развивают силу души. Секрет успеха всегда в том, чтобы стоять твердо и быть безличностным.

Второе требование – отстраненность. Работник белой ма­гии должен, насколько способен, оставаться свободным от отождествления с тем, что он создал или пытается создать. Задача стремящихся заключается в том, чтобы культи­вировать позицию безмолвного наблюдателя, – хотелось бы подчеркнуть слово «безмолвного». Много насто­ящей магической работы прошло впустую из-за неумения ра­ботника и строителя в материи молчать. Необдуманной речью и излишней болтовней он убивает то, что пытается создать; ди­тя его мысли – мертворожденное. Все работающие в поле ми­ра должны осознать необходимость безмолвной отстраненно­сти, и работа, стоящая перед читающим данные инструкции, заключается в культивировании отстраненности. Это менталь­ная отстраненность, позволяющая мыслителю всегда пребы­вать в высоком тайном месте, чтобы из этого центра мира и покоя спо­койно и эффективно проводить выбранную для себя работу. Он работает в мире людей; он любит, поддерживает и [560] служит; он не обращает внимания на свои личностные симпатии и антипатии, свои предубеждения и привязанности; он стоит как скала силы, он подобен сильной руке, помогающей в темноте всем, к ко­му она прикасается. Культивирование личностной отстранен­ности и, одновременно, духовной преданности подрубает са­мые корни человеческой жизни, но воздает тысячекратно за все, что отсечено.

Многое написано по поводу привязанности и необходимости развивать отстраненность. Могу ли я попросить учащихся, ввиду нынешней неотложной необходимости, перестать читать и размышлять о ней, а начать ее практи­ковать и демонстрировать?

Третье требование – отсутствие критицизма. Что можно о нем сказать? Почему оно считается столь существенным? Потому что критицизм (анализ и вытекающее из него обо­собление) – это характерная черта ментальных типов людей, а также всех координированных личностей. Потому что кри­тицизм – это мощный рычаг для активизации ментальной и эмоциональной субстанции и, тем самым, сильного воздей­ствия на мозговые клетки, которое выливается в слова. По­тому что внезапный всплеск критической мысли способен галь­ванизировать и вызвать могучую координацию всей личности, но не ту, которая требуется, и, возможно, с катастрофическими послед­ствиями. Потому что критицизм, будучи способностью низше­го ума, может уязвлять и ранить, а никто не способен про­двигаться по Пути, пока способен наносить раны и намеренно причинять боль. Потому что работе белой магии и воплощению иерархического замысла препятствуют разногласия, возникающие между неопытными работни­ками. Неотложность нынешней благоприятной возможности не оставляет времени для взаимного критициз­ма. Работники мешают друг другу и мешают работе.

В настоящее время мной движет чувство безотлагательно­сти. Я призываю всех, читающих эти инструкции, забыть о своих симпатиях и антипатиях и не обращать внимания на личностные [561] разногласия, которые неизбежно существуют у них, как и у всех, работающих на физическом плане как личности. Я призываю работников помнить, что мы живем в день благоприятной возможности и что у нее есть свой срок. Нынешняя благоприятная возможность не будет длиться вечно. Мелочность человеческих трений, неспособность понимать друг друга, мелкие проступки, уходящие своими корнями в лич­ность и к тому же эфемерные, амбиции и иллюзии – все должно уйти. Если работники будут практиковать отстраненность, зная, что Закон действует и замыслы Бога должны прийти к конечному завершению, если они научатся никогда не крити­ковать ни мыслью, ни словом, то спасение мира будет происходить быстро и будет возвещен Новый Век Любви и Просветленно­сти.